Skype: onln.pro
Viber, Telegram, WhatsApp: +7 960 988 17 43 Nataly@onln.pro
Выслушаем, Поймем, Поможем.

Диагностика готовности к школе. Скрининг Е. Екжановой

diagnostika-gotovnosti-k-shkole-skrining-e-ekzhanovoj

Диагностика готовности к школе по Екжановой позволяет взрослому увидеть психологические особенности ребенка и правильно построить коррекционную работу с ним. Диагностико-прогностический скрининг Е. Екжановой предназначен для детей подготовительных групп детских садов и младших школьников. Обследование проводится с использованием набора, состоящего из четырех заданий: "Графические ряды", "Точки", "Рисунок дома-дерева-человека" и "Дорожка звуков". Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности (умении  самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания, умение последовательно выделять звуки в слове, сформированное зрительно-пространствеиное восприятие и развитая продуктивная деятельность), об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо¬физиологических составляющих психической деятельности ребенка.

Полученные результаты достаточно наглядны, легко обсчитываются по 10-балльной системе, а главное, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребенком. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, наметившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

Подготовка к проведению обследования

Для проведения обследования индивидуально на каждого ребенка у педагога должно быть следующее: простой карандаш и подготовленный особым образом одиночный листочек в клетку. Клетка должна иметь стандартные размеры для первоклассников и хорошо подготовленных воспитанников подготовительных групп, а когда обследуются дети более младшего возраста или дошкольники с сенсомоторными проблемами, то целесообразно подготовить листочки в более крупную клетку. На выполнение заданий отводится 40 –— 45 минут.

Нажмите на рисунок, чтобы распечатать.

diagnostika-gotovnosti-k-shkole-skrining-e-ekzhanovoj-blank-zadaniya

Инструкция

Инструкция произносится голосом средней громкости с четкой дикцией и паузами между словами. На значимых словах инструкции высота голоса понижается. Инструкция дается детям в речевой форме, без показа способов выполнения заданий на доске, сразу обо всем объеме работы.

«Ребята, сегодня вы будете выполнять интересные задания на листочках. Посмотрите на мой листочек бумаги. У вас будут точно такие. Сейчас я объясню, что надо будет сделать. Сначала вы будете рисовать вот такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисовано 4 узора, и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего (педагог предъявляет детям подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывает пальцем первое задание). Второе задание — это тоже узор, только из точек. Вам надо будет внимательно посмотреть на образец и рядом нарисовать точно такой же узор один раз. Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернете листочек на другую сторону и будете рисовать рисунки (одновременно с этими словами педагог переворачивает листочек на чистую сторону). Посмотрите, здесь (палец показывает пространство листа, охватывающее левую часть листка) вы нарисуете ДОМ, вот здесь — (палец обрисовывает правую сторону листочка) — ДЕРЕВО, а вот здесь — (середина листа обводится пальцем) – ЧЕЛОВЕКА. Ребята, вам понятно, что мы сегодня будем делать?»

После предъявления детям инструкции проводится повторный беглый инструктаж, но уже по вопросам к детям. После чего детям раздаются листочки с заданиями, и они начинают работать. По мере того, как дети выполняют задание и поднимают руки, сигнализируя, что они закончили первую и вторую части работы, педагог переходит к третьей части обследования, направленной на изучение состояния операции звукового анализа у детей.

Когда первый ребенок поднимает руку, педагог жестом вызывает его к своему столу и говорит достаточно тихо, чтобы не привлекать внимания других детей: «Сейчас я скажу тебе слово, а ты назовешь подряд звуки, из которых оно состоит». Далее шепотом четко произносится слово, и педагог спрашивает:

  1. «Какой первый звук в слове?»,
  2.  «Какой второй звук в слове?»,
  3. «А что идет потом?»,
  4.  «А потом?»,
  5. «Сколько всего звуков в слове ....?»

Количество этих вопросов определяется звуко-буквенным составом слова.

Если обследуются дошкольники или у педагога есть уверенность, что дети не дифференцируют понятия «звук» и «буква» или, что употребление этих терминов затруднит выполнение детьми предлагаемых заданий, то вопросы задаются следующим образом:

  1. «Скажи слово «лук» (например)».
  2.  «Что ты слышишь в начале этого слова?»
  3.  «Что слышишь потом?»
  4. «А потом?»
  5. «Сколько букв ты напишешь в этом слове?»

Всего предъявляется 4-5 слов. Предъявляемые слова частично меняются от ребенка к ребенку с тем, чтобы дети на первых партах не выучили ответы своих одноклассников. Предъявляемое слово вписывается на листочек в свободном от детских рисунков месте, и под ним педагог ставит «+», отмечая правильно названные в нужном месте звуки, и «-», отмечая пропуск звука или его неверное обозначение.

Виды помощи при осуществлении звукового анализа

  1. Организующая помощь. Когда мы говорим ребенку только слова «подумай», «послушай внимательно». При этом мы можем повторить второй раз слово без голосовых усилений и утрированных пауз. Эти слова повторяются для привлечения внимания ребенка и для того, чтобы быть уверенным, что ребенок их расслышал.
  2. Повторение слова ребенком. Если после повторения слова, ребенок правильно выделяет первый звук в слове, то значит и в процессе обучения целесообразно применять этот прием в работе с данным ребенком, поскольку для него значимым оказывается именно сочетание слухо-двигательных ощущений.
  3. Обучающий. При этом виде помощи баллы ребенку за выполнение задания не начисляются, но то, что ребенок может этим пользоваться, позволяет судить о готовности ребенка к формированию операции звукового анализа. Этот способ состоит в следующем: взрослый вместе с ребенком, а затем порознь, произносят слово утрированно, т.е. четко выделяя паузы и акцентируя произнесение каждого звука в отдельности. А после опять задается вопрос о первом звуке в слове, втором и т.д. Если ребенок не справляется с анализом слова после такой массированной помощи, то это должно подсказать педагогу, что ребенок не готов к усвоению основ грамотности и нужно обязательно проконсультироваться у логопеда.

Слова, предлагаемые для звукового анализа

  • лук    бык    мак   рак   сок    кот    пух
  • вата   рука   ноты   шуба  сани   укол
  • бант   волк   танк   лист  рост   мост
  • стол   стул   врач   кран   гром   прут  шарф
  • паук   банан фикус замок

Более сложные слова:

  • бочка     миска      палка     кофта булка
  • труба     круги      крыша     глина
  • груша    кактус    бублик     лыжник
  • лапа   крыса   игра    воздух
  • луг    стол    шнурок турист
  • роза   парк    миска   игла    спинка

Критерии оценки выполненной работы

Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.

1 балл — за каждый верно выполненный ряд, причем уплотнения или расширения элементов в узоре, выход узора за пределы строки, «сползание» узора вверх или вниз ошибкой не считаются. Главное — четкость в воспроизведении заданного чередования, т.е. умение выполнить заданную программу действия.

0,5 балла — за один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвертом рядах); за изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без    связи    их    в единую кинетическую (двигательную) мелодию.

0 баллов — школьникам за изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без    связи    их    в единую кинетическую (двигательную) мелодию; при двух и более сбоях, при одном сбое и одном нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности.

1 балл — за верное воспроизведение   узора   один раз    без повторений и грубого искажения пропорций.

0,5 балла — за верное воспроизведение с   персеверациями (повторениями) и незначительным уплотнением или растяжением.

0 баллов — за заполнение всего пространства точками и добавление точек к образцу, за соединение точек образца линиями; за значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образец или утрату точек в собственном рисунке.

1 балл — за хорошо выполненное изображение каждого из трех рисунков в плоскостном и/или контурном виде с отражением основных и второстепенных деталей (за каждый рисунок).

0,5 балла — за контурное выполнение рисунка при отсутствии некоторых второстепенных деталей (шея, пальцы – у человека; листья, ветки второго порядка - у дерева; крыша с дополнительными деталями, занавески на окнах, ступеньки - у дома); за мелкое, но правильное изображение; за попытку изобразить человека в профиль, дом — с угла, отобразить вид дерева, даже если в рисунке не учитываются пропорциональные соотношения всех трех предметов между собой и слаба техника изображения.

0 баллов — за очень мелкое изображение; за схематичное, контурное изображение с нечеткостью в передаче формы предметов; за грубое схематичное изображение, в котором отсутствуют основные детали; за фрагментарное, плохо узнаваемое изображение.

1 балл — за безошибочное выделение всех звуков в слове, без единого пропуска и наводящих вопросов со стороны педагога; за самостоятельное выделение последовательности звуков в слове с небольшой организующей помощью со стороны педагога; дошкольникам за одну ошибку (но не на пропуск гласной в слове).

0,5 балла — школьникам за одну ошибку (но не на пропуск гласной в слове).

0 баллов — за две и более ошибки; за пропуск гласных в слове.

1 балл — за четкость движений, необходимых для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами   и   надлежащей   координацией   при раскрашивании без тремора (дрожания) и грязи при хорошем среднем и сильном нажиме.

0 баллов — в остальных случаях.

Распределение детей по итоговым показателям

Высокая возрастная норма: 10 – 8,5 баллов. К ней относятся дети с высокой для их возраста психо-физиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации в произвольных видах деятельности, развитые фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами-представлениями и представлениями об окружающем их мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Большинство из них обладает достаточно высоким темпом психической деятельности. Дети активны, любознательны, уверены в себе и в доброжелательности окружающих людей. Мотивационно-потребностная сфера таких детей направлена на успешное решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.

Стабильная середина (возрастная норма - для дошкольников и шестилеток, недостаточно хорошо - для семилеток и ниже среднего - для второклассников): 8 – 6,5 баллов. К ней относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется в более полной мере при выполнении детьми заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно. Дети, отнесенные к этой группе, слышат мерный, последний звук и слове, могут без ошибок пронести звуковой   анализ   односложных слов без стечений согласных, но иногда пропускают гласный звук в слове. Часто они допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью. По мягкое подбадривание и привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению способствует тому, что ребенок успешно справляется с заданием. Обычно дети, отнесенные к этой группе, любят рисовать, лепить и заниматься конструированием. Их рисунки - крупные, достаточно подробные, но по невнимательности дети могут опустить существенные или второстепенные детали. Однако в речи такой ребенок восполняет с лихвой то, что он забыл нарисовать или оказался неспособен выразить графически.

«Группа риска»: 6 – 3,5 баллов. В работах этих детей наблюдается явления частичного    соскальзывания    с    предложенной инструкции. У них отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Иногда можно видеть, как дети, выполнившие задание на данном уровне, поглядывают на листочек соседа, копируя его работу, но это хороший показатель, поскольку он позволяет исключить у ребенка подозрение на более глубокое отставание в умственном развитии, т.к. умственно отсталый ребенок этого возраста даже не догадывается посмотреть, что делает сосед, и выполнить задание по аналогии. Однако многие дети затрудняются проанализировать заданный образец и нее графические пробы выполняют идентично. Но следующее задание они могут выполнить правильно, точно передавая образец из точек. И в этом мы видим своеобразие детей группы риска. Для таких детей характерно неравномерное развитие их функций. В их рисунках мы можем увидеть мышечный контроль среднего уровня, довольно ровные линии и углы, по сами изображения будут примитивными по содержанию и/или плохо ориентированными на плоскости. А в другом случае частично выполненные графические пробы, пусть и с плохим мышечным контролем, будут сочетаться с полным отсутствием фонематического слуха. У большинства из этих детей при последующем более углубленном обследовании выявляются явления так называемой «минимальной мозговой дисфункции». Это не означает, что все такие дети подлежат переводу из общеобразовательных классов в коррекционно-развивающие классы. По ним ребятам требуется несколько иная стратегия обучения. Для таких детей необходим более длительный пропедевтический период обучения в общеобразовательной школе. В это время особое внимание нужно уделить не усвоению учащимися программного материала, а становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и со своими сверстниками, подготовке базовых познавательных навыков. К таким навыкам можно отнести развитие сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха. Формы обучения в такой пропедевтический период должны существенно отличаться от традиционных учебных форм. Они скорее ближе к игровым, занимательным занятиям, к проведению которых хорошо подготовлены воспитатели дошкольных учреждений. Детей, чьи работы попали в разряд «группа риска» целесообразно проконсультировать у врача-специалиста и дефектолога.

«Группа беда»: 3 – 0 баллов. В самых тяжелых случаях наблюдается в детских работах полное   отсутствие понимания   того, что   от них требуется. Ребенок увидел зигзаги и заполнил ими все имеющееся в   его   распоряжении   пространство. Образец из точек    ребенок также не может проанализировать: он не понимает внутренней структуры образца, а иногда и смысла самого задания Особое внимание привлекают предметные рисунки, выполненные детьми этой группы.  В них отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Так, у человека вместо рук могут быть нарисованы подобия плавников, дерево имеет "елочную", "телеграфную" конструкцию или напоминает какое-то сооружение из палочек, завиточков и штрихов. Операция звукового анализа не сформирована. Ребенок в лучшем случае слышит первый звук в слове, да и то в утрированном произнесении на фоне обучающих видов помощи. Но возможен и другой вариант. Графические пробы не выполнены, последовательность звуков в слове ребенок не слышит, но создает узнаваемые предметные изображения: достаточно крупные, отражающие основные детали объектов, с отнесением изображений к краю листа или к какому-либо обозначению земли на нем. При индивидуальной работе такой ребенок оказывается смышленым, показывает умение общаться со взрослым, понимает его инструкции. Это показатель хорошего прогноза в работе с этим ребенком, но педагогу придется учитывать, что такой ребенок на начальных этапах обучения будет нуждаться в большом количестве индивидуальной помощи. В противном случае он рискует выпасть из темпа деятельности класса или группы, и в действие включится механизм запуска дезадаптационных процессов. Однако во всех случаях следует помнить, что все дети, чьи работы попали в четвертую группу, должны быть проконсультированы специалистами.

Необходимо особое внимание обратить на два значимых фактора: общий вид детской работы и специфику выполнения рисовальных тестов «дом-дерево-человек». Опрятна ли работа, выдержано ли направление движения строк, насколько совершенен мышечный акт, необходимый при выполнении того или иного движения, компактен ли рисунок штриха или он слишком размашист, неровен.

Сбои на старте работы с графическим рядом, возможно, говорят о том, что и в повседневной учебной деятельности такой ребенок будет испытывать трудности на этапе вхождения в деятельность, особенно при знакомстве с новым материалом. В коррекционной работе с ним необходимо давать четкие установки разного уровня сложности до начала работы, включать полимодальные модели объяснения задания (сочетание показа — визуальная модальность, с последующим объяснением — слуховая модальность), удлинять временной интервал ориентировки ребенка в задании.

Не доведенные до границы листочка ряды указывают на боязливого, робкого ребенка со сниженной самооценкой. Об этом же скажут и детские отказы от деятельности. О неуверенности и тревожности говорят дисгармонично (т.е. во всех рядах толщина линий разная) неровные, короткие линии, линии со слабым нажимом. Скорее всего ребенок воспитывается в семье с доминантной мамой или в социально дисгармоничной семье.

Линии с очень сильным нажимом характерны для достаточно агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями. Этот признак может быть усилен акцентуацией линий на резкие угловатые завершения на концах стыков. Еще более будет подчеркнут этот признак при наличии и в изображениях дома и человека жестких штриховок, с резкими выходами за пределы контура, что указывает также и на импульсивность детских эмоциональных реакций.

В графических рядах ровный, умеренный по силе нажим отражает уравновешенность, уверенность в себе, способность     к     волевым     усилиям, умение проконтролировать свои действия.

Неровный импульсивный нажим свидетельствует о порывистости, импульсивности волевых актов, излишней впечатлительности ребенка, иногда его трактуют как неспособность к систематическому труду.

Жирный нажим указывает на преобладание чувственных, зачастую эмоционально вычурных переживаний.

Очень слабый нажим говорит о тенденции к постоянным колебаниям при принятии решений, неуверенности, приступах страха и опасений, иногда могут отмечаться неврастенические уклоны психики.

Графические ряды с ошибками и сбоями на концах нескольких строк достаточно часто указывают на астеничного ребенка, у которого высока истощаемость нервной системы, слабо сформированы произвольные процессы, в частности, внимание, память, целенаправленная регуляция речевой деятельности. В коррекционной работе с таким ребенком особое внимание целесообразно уделить педагогическому охранительному режиму, при котором четко соблюдается последовательность труда и отдыха, учебной и игровой деятельности, материал предъявляется дробно и с большим количеством заданий игрового характера.

При выполнении рисовального задания особое внимание следует обратить на наличие (или отсутствие) независимых признаков. Этими признаками могут быть замкнутость контуров, относительная ровность линий, прямоугольность соединений в изображении стен дома, гармоничность, округлость линий в рисунке человека, отнесение изображений к нижнему краю листа или к изображению земли на нем.   Отсутствие в детских работах указанных признаков всегда должно насторожить педагога, подтолкнуть его к углубленному изучению интеллектуальных особенностей ребенка.

Имеющиеся в рисунках неожиданные разрывы линий, пропуски существенных деталей, акцентирование, выраженная штриховка, резкое смещение, если они не связаны с интеллектуальной недостаточностью, указывают на конфликтные личностные зоны или свидетельствуют об эмоциональных напряжениях.

На ограничивающие внешние обстоятельства могут указывать наличие шляпы на голове в рисунке человека, слишком мелкое изображение дерева, наличие на стволе и на ветвях дерева судорожной штриховки, повторяющейся и ограниченной замкнутыми контурами.

Обычно, смещение изображений в левую сторону связывается с акцентом на специфике переживаний в эмоциональную сторону, а в правую сторону — интеллектуальные переживания. Кроме того, акцент на правой стороне часто трактуется как тенденция устремленности в будущее, а на левой — в прошлое.

Интересную информацию можно почерпнуть из анализа пропорциональных соотношений внутри каждого из рисунков. Так, наличие выраженной массивной крыши у дома укажет на развитую у ребенка сферу фантазии.

Изображение трубы обычно указывает на недостаток эмоционального тепла и психологического комфорта у ребенка в семье.

Акцент на изображении головы свидетельствует о признании роли интеллекта в жизни человека. При наличии в рисунке человека маленькой головки на массивном угловатом теле можно быть уверенным в том, что для субъекта значимо подчеркивание внешних силовых преимуществ над интеллектуальными усилиями, в том числе и собственными.

Преобладание   кроны   дерева   над стволом укажет на широкие возможности ребенка к контактам с акцентом на эмоционально значимой стороне общения.

Четкая, детальная прорисовка улыбающегося человеческого лица покажет нам открытого, общительного ребенка. А если этот признак будет усилен прорисовкой развернутых к зрителю рук, с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами, то наши представления о конкретном ребенке как о душе компании можно считать высокодостоверными.

Наличие большого количества веток первого и второго порядка свидетельствует о хороших приспособительных реакциях ребенка, а если таких веток мало, то, скорее всего, такой ребенок недостаточно гибок в общении и испытывает трудности в удовлетворении базовых потребностей в своем окружении.

Чрезмерная детализация в рисунке дома укажет на несколько инфантильного ребенка, стремящегося поудобнее устроить свое окружение, чтобы преодолеть имеющуюся личностную незащищенность.

Легко определимы в изображениях признаки явной и скрытой агрессии. В рисунке дома в этом случае могут присутствовать «заколоченные» двери, акцентированные замки, разнонаправленная интенсивная штриховка с выходом за пределы контура, дерево может иметь изломанный характер расположения веток, а в рисунке человека будут присутствовать массивные кулаки, замахивающиеся руки и акцентуация на изображении рта и зубов.

О депрессии и излишней боязливости свидетельствует способ рисования, начинающийся снизу, со ступней и ног.

Рисование человека противоположного по отношению к себе пола может рассказать педагогу о значимом для ребенка взрослом и о сильных привязанностях и зависимостях.

О творческих способностях можно судить по наличию в изображении пластического способа рисования, когда ребенок создает выразительные образы, применяя при этом гибкую поисковую линию, разнообразные по своей манере виды графических штрихов, нестандартные способы изображения. В данном случае и сами изображения получаются личностно окрашенными. Например, ребенок может подробно изобразить фигуру человека в динамике, с отображением присущих ему черт характера, деталей одежды, а дом и дерево нарисовать более условно. При этом в работах пластического типа дети, как правило, связывают все три изображения между собой и могут предложить занимательную историю об их взаимоотношениях и о своих переживаниях по данному поводу.

Безусловно, в оценивании детских графических работ присутствует выраженный субъективный фактор, но постепенное накопление педагогом опыта наблюдений позволит ему полнее использовать собираемую информацию на благо развития ребенка и его семьи.