Skype: onln.pro
Viber, Telegram, WhatsApp: +7 960 988 17 43 Nataly@onln.pro
Выслушаем, Поймем, Поможем.

Тест «Дом-Дерево-Человек»

test-dom-derevo-chelovek

Тест «Дом-Дерево-Человек» предназначен для исследования личности. Данный краткий анализ теста позволит справиться с интерпретацией результата даже ребенку. Тест подходит, как для детей, так и для взрослых.

Инструкция

Процедура диагностики заключается в следующем. Испытуемому предлагается бумага и простой карандаш (можно использовать и цветные карандаши, тогда интерпретация рисунков проводится с учетом выбранных цветов).

Стандартный лист складывается пополам, на первой странице в горизонтальном положении наверху написано «Дом», на второй и третьей страницах в вертикальном положении сверху каждого листа — соответственно «Дерево», «Человек», на четвертой странице — дата проведения исследования, Имя испытуемого.

Предлагается нарисовать дом, дерево и человека.

При наблюдении за испытуемым во время выполнения задания записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения.

По окончанию рисования задается ряд уточняющих вопросов о полученных рисунках. Испытуемому предлагается возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Исследователю необходимо уточнить значение необычных деталей в рисунках (при их наличии), любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Во всех случаях нужно определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек». От беседы по рисункам плавно переходят к беседе о жизненных планах, представлениях испытуемого.

Возможен вариант, когда испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация результата

Для того, чтобы оценить общую картину, определить наличие (отсутствие) скрытых или явных проблем у испытуемого достаточно будет провести краткий анализ теста «Дом-Дерево-Человек». Если в результате краткого анализа рисунков будут выявлены существенные проблемы, то более детально лучше разбираться уже с психологом.

Осуществляя интерпретацию необходимо исходить из анализа целостности рисунков. Наличие только одного признака еще не свидетельствует о проявлении определенной психической особенности у данного испытуемого. Интерпретация состоит из двух частей. Первая часть касается общепринятой трактовки рисунков и отдельных элементов. Во второй части определяется психологический портрет испытуемого на основании критериев проективного теста, анализа каждого отдельного рисунка в контексте всего задания и наблюдения за испытуемым во время выполнения задания.

Для анализа рисунков используется три аспекта оценки — детали рисунков, их пропорции, перспективы.

Считается, что детали рисунка представляют сознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную заинтересованность двумя способами: позитивным — если во время рисования он подчеркивает их, возвращается к этим деталям рисунка, стирает некоторые детали рисунка; негативным — если пропускает основные, существенные детали рисуемых объектов. Интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков.

Пропорции иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Интерпретация признаков

Рисунок дома всегда отражает вопросы, связанные с семьей человека. Ребенок выражает отношение к родителям, братьям, сестрам. Взрослый — семейные отношения с супругом.

Общий вид

  • Рисунок, прилегающий к нижней границе листа — отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни.
  • Рисунок на краю листа — чувство опасности часто сопряжено со следующими аспектами: 1) правая сторона — будущее, левая — прошлое, 2) опасность связана с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом, 3) левая сторона — эмоциональные переживания, правая — интеллектуальные.
  • Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.
  • Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
  • Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
  • Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование прошлого. Импульсивность.
  • Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
  • Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
  • Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
  • Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
  • Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
  • Контуры очень прямые — ригидность.
  • Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.
  • Дом, представленный в перспективе, вид снизу — отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно. Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
  • Дом в перспективе, вид сверху — отрицание домашней ситуации. План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.
  • Признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).
  • Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе, стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
  • Дом вдали — чувство отверженности, явная тенденция отграничиться от окружения; желание не признавать то, что этот рисунок символизирует.
  • Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
  • Основные детали — дверь, окно, стена, крыша, труба. Если какой-то детали нет — определенные проблемы во взаимоотношениях с людьми.
  • Дополнительные детали — необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства. Это иногда связано с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать конфликты.
  • Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
  • Разные постройки — агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
  • Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта, хотя он сам может желать свободного сердечного общения.

Стены

  • Задняя стена, расположенная необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
  • Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
  • Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
  • Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
  • Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.
  • Стена, боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.
  • Стена, контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.
  • Стена, одномерная перспектива, изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, то имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
  • Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
  • Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

  • Двери — контакты с окружающими людьми.
  • Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
  • Двери (одна или несколько), задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, значительная неприступность.
  • Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости или необходимость получения тепла от внешнего мира.
  • Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
  • Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
  • Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

  • Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
  • Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна

  • Окна — особенности поведения.
  • Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
  • Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.
  • Окна закрытые (занавешенные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
  • Окна без стекол — враждебность, отчужденность.
  • Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
  • Нет окон — враждебность, бегство, отчужденность.
  • Окна с форточками — резерв, самоконтроль.
  •  Окна без штор — поведение открытое, непосредственное.

Крыша

  • Крыша — сфера фантазии.
  • Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
  • Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
  • Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии.
  • Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
  • Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.
  • Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или подливанием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
  • Плоская (одна линия между двумя стенами) — отсутствие воображение или эмоциональная заторможенность.
  • Слишком большая крыша — поиск удовлетворения в фантазиях.

Труба

  • Труба — теплые (или интимные) отношения.
  • Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома или наличие конфликтов с важным человеком мужского пола.
  • Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
  • Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
  • Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнительно

  • Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
  • Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, то может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
  • Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
  • Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки —незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
  • Дорожка (тропинка) — символ открытости человека, его доступности для контактов. Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
  • Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
  • Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
  • Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
  • Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
  • Забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты.
  • Водосточный желоб – подозрительность.

Комната вместо дома

  • Ассоциации могут возникнуть в связи с: 1) человеком, проживающим в комнате, 2) межличностными отношениями в комнате, 3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).
  • Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
  • Комната, не поместившаяся на листе — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
  • Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.
  • Ванна — выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
  • Спальня — место интимных отношений. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребность в них.
  • Столовая (гостиная). Функция этой комнаты — утоление оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого помещения для субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.
  • Жилая комната (гостиная) — социальное общение.
  • Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушения) сигнализируют об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности, любви.
  • Разные пристройки. Агрессия, направленная против фактического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными, культурными, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уретрального или/и анального интереса.

Цвет

  • Обычное использование цвета: зеленый — для крыши; коричневый — для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна, 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
  • Количество используемых цветов: хорошо адаптированный и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов; о неустойчивости психики можно говорить, если субъект раскрашивает дом семью и более цветами; если используется только один цвет, то субъект боится эмоционального возбуждения.
  • Реалистичное использование цвета не имеет патологического значения.
  • Специфическое, неконвенциальное использование цвета (при этом чем дольше и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений):
    • Цвет черный — застенчивость, пугливость. Сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью.
    • Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
    • Цвет синий — определенный депрессивный фон настроения. Улавливается потребность к самоконтролю.
    • Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.
    • Цвет пурпурный — сильная потребность власти.
    • Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
    • Цвет коричневый — осторожность и несозревшая реакция на эмоциональные стимулы.
    • Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Желтый цвет во всем рисунке — очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.
    • Цвет-штриховка (тени) на переднем плане и на фоне — тревога, но в рамках реальности.
    • Цвет-штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.
    • Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Маленький размер рисунка — чувство неприспособленности.

Голова

  • Голова — сфера интеллекта (контроля), сфера воображения.
  • Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека, поглощенность миром воображения.
  • Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.
  • Нечеткая голова — застенчивость, робость.
  • Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.
  • Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея

  • Шея символизирует связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
  • Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле.
  • Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
  • Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
  • Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи

  • Плечи — признак физической силы или потребности во власти.
  • Неровные — эмоциональная нестабильность.
  • Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
  • Плечи мелкие — ощущение ничтожности.
  • Плечи слишком угловатые (квадратные) — признак чрезмерной осторожности, защиты, враждебность по отношению к окружающим.
  • Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
  • Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

  • Туловище символизирует мужественность.
  • Туловище угловатое или квадратное — мужественность.
  • Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
  • Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Лицо

  • Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
  • Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
  • Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать.
  • Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
  • Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
  • Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
  • Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
  • Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
  • Глаза выпучены — грубость, черствость.
  • Глаза маленькие — погруженность в себя.
  • Подведенные глаза — грубость, черствость.
  • Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
  • Полные губы на лице мужчины — женственность.
  • Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
  • Рот впалый — пассивная значимость.
  • Рот сильно обведен — незрелость.
  • Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
  • Ноздри — примитивная агрессия.
  • Зубы четко нарисованы — агрессивность.
  • Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.
  • Выражение лица подобострастное (льстивое) — незащищенность.
  • Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
  • Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.
  • Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
  • Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением.
  • Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

  • Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях, символ изменения или контролирования окружающей среды.
  • Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.
  • Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.
  • Сужающиеся руки и ноги — женственность.
  • Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
  • Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависимость, желание любви, привязанности.
  • Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка, подозрительность.
  • Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями).
  • Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
  • Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
  • Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.
  • Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
  • Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
  • Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
  • Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.
  • Руки изображены близко к телу — напряжение.
  • Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
  • Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
  • Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
  • Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.
  • Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.
  • Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте. Беспомощность, неприспособленность.
  • Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
  • Деформация или акцентирование руки (или ноги) на левой стороне — социально-ролевой конфликт.
  • Руки сильные — агрессивность, энергичность.
  • Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.
  • Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.
  • Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
  • Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.
  • Большие пальцы (длинные) — грубость, черствость, агрессия.
  • Пальцы длинные — скрытая агрессия.
  • Пальцы крупные, как гвозди (шипы) — враждебность.
  • Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.
  • Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
  • Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.
  • Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.
  • Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.
  • Кулаки далеко от тела — открытый протест.
  • Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.
  • Ноги показывают уровень независимости, автономии человека.
  • Отсутствие ног — подавление, робость, замкнутость.
  • Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.
  • Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости. Нарушения в эмоциональной жизни.
  • Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.
  • Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
  • Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность (противоположные чувства) в стремлении к независимости.
  • Ноги акцентированы — грубость, черствость.
  • Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
  • Ступни не изображены — замкнутость, робость, зависимость.
  • Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности, или возмужанию. Потребность демонстрировать мужественность.
  • Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость, подавленные чувства.

Поза

  • Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.
  • Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
  • Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
  • Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.
  • Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.
  • Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
  • Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.
  • Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.
  • Человек, абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
  • Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
  • Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.
  • Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.
  • Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
  • Фигура из палочек — может означать увиливание и негативизм.
  • Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам.
  • Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение

  • Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.
  • Забор — необходимость эмоциональной защиты.
  • Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
  • Линия основы (земли) — незащищенность.
  • Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

  • Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
  • Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
  • Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.
  • Закругленные (округленные) линии — женственность.
  • Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.
  • Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.
  • Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.
  • Линии неодинаковой яркости — напряжение.
  • Тонкие продленные линии — напряжение.
  • Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.
  • Эскизный контур — тревога, робость.
  • Разрыв контура — сфера конфликтов.
  • Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
  • Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.
  • Яркая линия — грубость.
  • Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
  • Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
  • Легкие линии — недостаток энергии.
  • Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
  • Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
  • Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные (изменчивые) настроения.
  • Длина штрихов. Если испытуемый возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет —удлиняются.
  • Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.
  • Короткие штрихи — импульсивное поведение.
  • Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
  • Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.
  • Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.
  • Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.
  • Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
  • Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
  • Штриховка справа налево — интраверсия, изоляция.
  • Штриховка слева направо — наличие мотивации.
  • Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.
  • Стирания — тревожность, опасливость.
  • Частые стирания — нерешительность, недовольство собой.
  • Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.
  • Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта или наличие злокачественного органического фактора.
  • Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Размер и положение

  • Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
  • Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
  • Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
  • Недостаток симметрии — незащищенность.
  • Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
  • Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

  • Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
  • Избыток деталей — «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) — указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
  • Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
  • Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.
  • Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность.

Ориентация в задании

  • Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.
  • Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.
  • Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.
  • По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность — быстрое истощение.
  • Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.
  • Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.
  • Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший прогноз, энергичность.
  • Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

Рисунок дерева связан с жизненной ролью рисующего и с его способностью принимать награды от окружения. Открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Неосознанный автопортрет субъекта в целом.

Считается, что дерево — символ стоящего человека; корни — коллектив, бессознательное; ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии; ветви — пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

Корни

  • Корни меньше ствола — тяга к спрятанному, закрытому.
  • Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
  • Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
  • Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
  • Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Форма листвы, ветви

  • Чрезмерно подчеркнутая крона — эмоциональная заторможенность, ограниченные способности к рассуждению.
  • Ствол и кружок вместо кроны — импульсивность, изменчивость.
  • Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.
  • Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
  • Листва-сетка, более или менее густая — большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций; уход от неприятных ощущений.
  • Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.
  • Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.
  • Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
  • Закрытая густая листва — скрытая агрессивность.
  • Листья-петельки — предпочитает использовать обаяние.
  • Листва как узор — женственность, приветливость, обаяние.
  • Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.
  • Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость.
  • Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.
  • Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
  • Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
  • Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
  • Толстые ветви — хорошее различение действительности.
  • Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.

Ствол

  • Чрезмерно подчеркнутый ствол — эмоциональная незрелость.
  • Шрамы, дупло, сломанная ветвь — травма, несчастный случай, болезнь, изнасилование.
  • Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
  • Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
  • Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
  • Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.
  • Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, продуктивность.
  • Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
  • Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
  • «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
  • Ствол открыт и связан с листвой — высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
  • Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
  • Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья, поиск поддержки.
  • Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.
  • Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.
  • Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
  • Общая высота — нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.
  • Общая высота — три четверти листа — хорошее приспособление к среде.
  • Общая высота — лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
  • Высота кроны:
    • 1/8 страницы — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет.
    • 1/4 страницы — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия
    • 3/8 страницы — хорошие контроль и рефлексия.
    • 1/2 страницы — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты.
    • 5/8 страницы — интенсивная духовная жизнь.
    • 6/8 страницы — находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов.
    • 7/8 страницы — листва почти на всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

  • Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
  • Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
  • Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (в этом случае нужно учитывать положение на листе и другие моменты интерпретации).
  • Дерево мертвое — переживание физической неполноценности, психологической неадекватности, вины, пустоты.
  • Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури — субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной в его трудностях.
  • Очень большое дерево — склонность к агрессии.
  • Маленькое деревце — низкая самооценка.
  • Тонкая линия — чувство неприспособленности, нерешительность.
  • Тонкая прерывистая линия — ярко выраженное беспокойство.
  • Затемненные плоскости, очень темные или сильно обведенные — защитная враждебность или агрессивное поведение.
  • Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.
  • Дерево, наклоненное влево — отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени — привязанность к прошлому и страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка — более сильная выраженность данных тенденций.
  • Дерево, наклоненное вправо — отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.
  • Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов.
  • Пальма — стремление к перемене мест.
  • Плакучая ива — недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
  • Яблоня — обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. Часто изображается беременными или жаждущими ребенка женщинами. Падающие или упавшие с дерева яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.
  • Пейзаж — означает сентиментальность.
  • Солнце, его положение — отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.
  • Солнце за деревом — иногда субъект может интерпретировать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или как субъекта, охраняющего кого-то от нежелательного лица.
  • Туча между солнцем и деревом — отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.
  • Лучи солнца падают на дерево. Потребность доминировать или чувства доминирования другого.
  • Солнце на севере — переживание холодной среды.
  • Заходящее солнце — чувство депрессии.
  • Дерево уклоняется от солнца — склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.
  • Солнце большое — острое переживание отношений с каким-то авторитетным лицом.
  • Ветер символизирует переживание субъекта, которое тяжело поддается контролю.
  • Ветер дует от земли на верхушку дерева — стремление убежать от действительности в фантазии.
  • Ветер дует от дерева в сторону субъекта — нарциссические тенденции.
  • Ветер дует во всех направлениях — переживание попытки, но неудачной, проверить действительность.
  • Облака — общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Земля

  • Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
  • Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
  • Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа —спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
  • Отсутствие линии земли — податливость стрессу.
  • Обозначена линия земли, но нет корней — подавленные эмоции.
  • Земля приподнимается к правому краю рисунка — задор, энтузиазм.
  • Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.

 

Перейти к Списку Тестов